Понятиеи типы международного сотрудничества - Межгосударственное сотрудничество: возможности социологического подхода

В таком случае, пожалуйста, повторите заявку. Было бы большим преувеличением считать исследование проблемы межгосударственного сотрудничества новой отраслью политической теории. Сотрудничество и конфликт издавна находятся в центре полемики между двумя основными направлениями этой теории - "либеральным" и "реалистическим".

Понятие и типы междунар. сотрудничества: Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы

Преобладание либерализма в е годы сменяется в середине х триумфом теории политического реализма, продолжавшимся вплоть до х годов, когда его позиции были серьезно поколеблены [I].

Все же можно сказать, что изучение проблемы сотрудничества носило как бы вторичный, периферийный характер по отношению к проблеме конфликта. И если попытки создания конфликтологии как строго научного относительно.

Постепенно на передний план выступает изучение интеграционных процессов, которые при всей их значимости рассматривались лишь как один из типов межгосударственного сотрудничества [] 1.

Положение начинает меняться с х годов, когда изучение проблемы межгосударственного сотрудничества выходит из тени конфликтологии и приобретает относительно самостоятельный характер.

Внимание ученых привлекают такие "малозначащие" с позиций прошлых лет вопросы, как внутренние причины сотрудничества, стимулирующая или препятствующая роль международной среды в его развитии, пути, ведущие к сотрудничеству, его причины и следствия, его формы и типы [].

Реферат: Межгосударственное сотрудничество: возможности социологического подхода - xn----itbjaj0acejcn5a.xn--p1ai - Банк рефератов, сочинений, докладов, курсовых и дипломных работ

Характерным для нового этапа в исследовании межгосударственного сотрудничества е годы стало его осмысление как одной из сторон переговоров другая сторона представлена в виде конфликта , в то время как в е годы оно едва ли не отож-. Важно и то, что дискуссия по проблемам международного сотрудничества все более выходит за рамки межпарадигмального спора о его возможности в условиях анархической международной среды [17].

Сегодня накоплен достаточно обширный материал для систематизации исследований в области межгосударственного сотрудничества, подведения промежуточных итогов и осмысления задач и условий дальнейшего научного поиска.

В предлагаемой статье ставится цель показать важную роль в таком поиске социологического подхода, который не отрицает значения устоявшихся, традиционных подходов к изучению межгосударственного сотрудничества. Анализируя современную литературу, посвященную межгосударственному сотрудничеству, Э.

Милнер приходит к выводу о значительных успехах в этой области за последнее десятилетие. При этом она особо выделяет два важнейших, с ее точки зрения, теоретических достижения. Кохейном многие ученые определяют сотрудничество как ситуацию, "когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с фактическими или ожидаемыми предпочтениями других через процесс [взаимной] координации политик" [15, р.

Иначе говоря, межгосударственное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: Такое понимание важно потому, что позволяет найти границы не только между сотрудничеством и соперничеством, или конфликтом, которые подразумевают линию поведения, имеющую целью уменьшить выгоду других или направленную на то, чтобы помешать им удовлетворить их интересы.

Оно дает возможность отличать сотрудничество от несотрудничества как одностороннего поведения, в котором акторы не учитывают последствий своих действий для других, а также от бездействия, если оно не уменьшает отрицательных последствий для политик каждой из сторон [15, р. Наличие консенсуса относительно содержания понятия "межгосударственное сотрудничество" дает возможность создания хотя бы первичной классификации кооперативных ситуаций.

С этой точки зрения могут быть выделены следующие типы межгосударственного сотрудничества: Другое важное достижение последних исследований в области межгосударственного сотрудничества, которое подчеркивает Милнер, - это выработка гипотез об условиях, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным. Милнер называет и анализирует шесть таких гипотез. Первая - "гипотеза взаимности", основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него.

Вторая - "гипотеза о количестве акторов", с точки зрения которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств. Третья - "гипотеза итерации", с позиций которой возможности вступления государств на путь сотрудничества связаны с длительностью их взаимодействия.

Четвертая -"гипотеза о международных режимах", или о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества. Пятая - "гипотеза эпистемических сообществ", то есть сотрудничества профессиональных экспертов, разделяющих общее понимание проблемы и пути ее решения. Шестая - "гипотеза асимметрии силы", которая имеет сходство с так называемой гегемонистской теорией стабильности и с позиций которой сотрудничество более вероятно, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство гегемон.

Основной недостаток указанных гипотез Э. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества и в этом смысле ее позиции близки к позициям некоторых представителей социологического подхода3. Однако, прежде чем более подробно анализировать вклад последнего, стоит кратко рассмотреть особенности исследования межгосударственного сотрудничества в рамках наиболее авторитетных в настоящее время теоретических парадигм.

Гипотезы об условиях межгосударственного сотрудничества стали предметом дискуссии между двумя наиболее влиятельными направлениями в современной теории международных отношений - неолиберализмом и неореализмом4. Спор между ними ведется по следующим шести пунктам [19, 20]. Первый - природа и последствия анархичности международных отношений отсутствие верховной власти и вытекающая из этого необходимость для каждого государства рассчитывать только на себя.

Неореалисты считают, что анархия накладывает на поведение государств жесткие ограничения и принуждения. Для неолибералов эти ограничения и принуждения хотя и существуют, но не являются непреодолимыми.

Второй пункт касается содержания межгосударственного сотрудничества. Для неореалистов это главным образом вопросы общей военной безопасности, тогда как для неолибералов - вопросы взаимных экономических выгод. Третий пункт затрагивает проблему абсолютных и относительных выгод сотрудничества.

Неолибералы считают, что движущей силой межгосударственного взаимодействия является достижение абсолютных выгод. С точки зрения неореалистов, установить сотрудничество достаточно трудно даже тогда, когда все стороны могут достигнуть абсолютной выгоды, поскольку ни одно государство не согласно на получение меньшей абсолютной выгоды. Беспокойство по поводу относительной прибыли, вероятно, препятствует сотрудничеству. Перед лицом таких потенциальных проблем, как возможность обмана партнера и девальвации собственных преимуществ, государства стремятся к "справедливости" в распределении выгод от сотрудничества, которая рассматривается как сохранение баланса возможностей, существовавшего до сотрудничества.

Греко, - без ожидания обоснованного или нет получить взамен пропорциональные преимущества" [13, р. Содержание четвертого пункта - вопроc о приоритете государственных целей и, по сути, источников или причин сотрудничества государств. С этой точки зрения для неореалистов главное - изучение проблем военной безопасности государств. Согласно же неолибералам, основной целью, которую преследуют государства, вступая в сотрудничество в мире, где существует возможность использования военной силы, является максимальное экономическое процветание.

Центральным для пятого пункта дискуссии стал вопрос о намерениях. Для неореалистов поведение государств определяется, с одной стороны, системными принуждениями и ограничениями, а с другой - их реально существующими возможностями и способностями. Неопределенность же намерений не позволяет использовать их в качестве инструмента анализа, поэтому при анализе государственной политики ими вполне можно пренебречь. Напротив, неолибералы, не отрицая значения реальных возможностей, считают, что государственные намерения не менее важны, поэтому при изучении межгосударственного сотрудничества их следует анализировать и принимать во внимание5.

Шестой пункт касается международных режимов. И неореалисты, и неолибералы отмечают их значение для сотрудничества, но расходятся в оценке их регулирующей роли: Таким образом, дискуссия неореалистов и неолибералов выдвигает на передний план ряд важных вопросов, касающихся международного сотрудничества. В то же время положения этой дискуссии нуждаются в дополнительной эмпирической проверке. Кроме того, дискуссия не внесла ожидаемого вклада в анализ проблемы межгосударственного сотрудничества, поскольку выявила серьезные внутренние слабости и ограниченность обеих участвующих в ней сторон - неореализма и неолиберализма.

Резюмируя указанные слабости, Р. Пауэлл [17] подчеркивает три аспекта. Во-первых, ссылка на анархичность международной системы малоплодотворна, ибо она не проясняет способы, имеющиеся в распоряжении государств для достижения своих целей. Кроме того, следует согласиться с Кохейном, который подчеркивает, что международная система всегда была анархичной, поэтому ссылки на анархию для объяснения международных изменений, в частности изменений в уровне межгосударственного сотрудничества и его институализации, недостаточно.

Во-вторых, в понимание межгосударственного сотрудничества мало нового внес и спор об относительных и абсолютных выгодах. Суть проблемы, по мнению Пауэлла, в том, что степень заинтересованности государства в относительных выгодах не является неизменной и с этим согласны обе стороны.

Но это означает, что сотрудничество и заинтересованность в относительных выгодах могут изменяться одновременно. Однако некоторые из способов такой реализации дают большую часть одному государству, меньшую - другому. Кроме того, существующий международный режим и распределение выгод могут не отражать реального соотношения силы.

В итоге подобные ситуации способны порождать конфликты по поводу распределения выгод и даже стать потенциальной причиной гегемонистских войн. Сам Пауэлл считает, что фундаментальное объяснение проблем межгосударственного сотрудничества скрыто в особенностях состояния международной стратегической среды. В результате теория международных отношений сталкивается с двумя нерешенными вопросами: Какие факторы влияют на. Можно добавить, что в целом для теории международных отношений остается открытым и вопрос о характере и тенденциях изменений, происходящих в международной среде.

Именно эти вопросы так или иначе обсуждаются в рамках социологического подхода к анализу межгосударственного сотрудничества. Использование достижений социологии в анализе мировой политики - сравнительно новое явление в развитии теории международных отношений.

В американской литературе его возникновение может быть отнесено приблизительно к концу х -началу х годов, В Европе его разработки имели место несколько раньше. Во Франции социологическое направление в исследовании международных отношений заявляет о себе в частности работами Р.

В Англии социологическое направление появляется прежде всего в работах М. Уайта в конце х годов.

Понятие и формы международного сотрудничества

Существо социологического подхода, вероятно, удобнее всего передать путем сравнения с двумя уже упоминавшимися выше крупными парадигмами международно-политического анализа - неореализмом и неолиберализмом. И неореализм, и неолиберализм нередко именуют рационалистскими подходами, поскольку и тот, и другой ставят в центр рассмотрения рационального политика, руководствующегося не эмоциями, а расчетом в принятии политических решений.

Для неореалистов это расчет, определяемый, соображениями власти в первую очередь баланс сил или угроз , для неолибералов - соображениями материального благосостояния.

Никаких иных факторов для неолибералов и неореалистов по большому счету не существует: Борьба за реализацию этих интересов и связанную с этим максимизацию власти или богатства и определяет характер международно-политических, явлений. Эти интересы представляются как раз и навсегда данные или, по крайней мере, мало варьирующиеся , и потому проблема исследователя состоит лишь в том, чтобы вычислить, кто из акторов находится в наиболее выгодном положении, и способен выбрать более эффективную стратегию для реализации своих интересов [22, 18].

Кроме того, представители обоих направлений склонны рассматривать внутреннюю и внешнюю политику как самостоятельные, раздельные сферы общественных отношений хотя неолибералы делают некоторые оговорки. Напротив, социологический подход подчеркивает значимость в международной политике ценностей а не интересов , формируемых действием культурных норм и традиций.

Опираясь на давно сформулированные в социологии и социальной психологии идеи, сторонники данного подхода доказывают, что интересы акторов не должны восприниматься как нечто данное.

Внешнее окружение не должно представляться в качестве застывшей реальности, как это делается, например, в развиваемой неореалистами и нерлибералами концепции международной анархии.

Анархия есть то, что из нее делают государства, а не то, что существует в виде объективной данности. Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно БОНУС: Даю согласие на обработку персональных данных и получить бонус. Спасибо, вам отправлено письмо.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе. Характерным для нового этапа в исследовании межгосударственного сотрудничества е годы стало его осмысление как одной из сторон переговоров другая сторона представлена в виде конфликта , в то время как в е годы оно едва ли не отож- дествлялось с режимами.

Понятие и типы сотрудничества Анализируя современную литературу, посвященную межгосударственному сотрудничеству, Э. Основные подходы к анализу сотрудничества в современных теориях международных отношений Гипотезы об условиях межгосударственного сотрудничества стали предметом дискуссии между двумя наиболее влиятельными направлениями в современной теории международных отношений - неолиберализмом и неореализмом4.

Специфика социологического подхода Использование достижений социологии в анализе мировой политики - сравнительно новое явление в развитии теории международных отношений. Структуру международных отношений предлагается рассматривать в различных нормативных плоскостях, что ведет к вариациям в идентичностях акторов, а следовательно, и в восприятии ими своих интересов [23, 24].

Так же как и внешняя среда, эти интересы есть не что-то данное: Если согласиться с таким подходом, то процесс социального конструирования должен стать предметом эмпирического исследования, а не задаваться априорно []. Наконец, представители социологического подхода прежде всего в лице современной французской школы международных отношений, представленной в работах Б.

Смуте и других настаивают на все более заметном стирании различий между внутренней и внешней политикой, на изменении в этой связи роли государства во взаимодействии с другими международными. Сущность социально-политического конфликта Социально-политический конфликт: Общее в технологиях урегулирования конфликтов. Этап возникновения и окончания конфликта. Грузино-Абхазский конфликт как пример социально-политического. Понятие глобальные проблемы в современном его значении вошло в широкое употребление в конце х годов.

Межкультурные конфликты и их причины Cуществование трех основные причин коммуникационных конфликтов: Межкультурные конфликты и причины их возникновения.

Основные сферы жизни общества Общество как сложная динамическая система, его основные признаки. Культура и традиция в развитии общества. Национальный характер и менталитет. Человек в поле конфликта: Рассмотрение стилей поведения человека: Государственная поддержка деятельности молодежных общественных объединений в Беларусии Нормативная база государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

Республиканская программа "Молодежь Беларуси" на — годы, направления и основные цели реализации программы. Ожидаемые результаты от реализации республиканской программы. Конструирование социальных технологий Социальная технология как структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему личностный подход.

Принципы конструирования социальных технологий. Регионализация и глобализация как тенденции мирового развития Регионализация международных отношений как тенденция мирового развития, ее универсальные теории. Глобальное информационное общество и международные отношения. Военные методы глобализации на примере США. Социальное партнерство Социальное партнерство, как специфический тип общественных отношений, его понятие и признаки. Социальное партнерство, как идеология цивилизованного общества рыночной экономики.

Социальное партнерство в индустриально развитых странах и социальные группы. Социальные аспекты национальной безопасности современного российского общества Понятие национальной безопасности, ее структура и состояние на современном этапе. Модели государственной политики в сфере безопасности.

Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности. Риски безопасного развития в условиях глобализации. Кооперативная стратегия в социологии Одной из концепций обновления Российского общества и способом решения его социальных проблем может стать кооперативная стратегия, представляющая собой потенциально важное направление современной социологической науки.

Распад СССР как социальный фактор возрождения международного сотрудничества Объяснение причин развала Советского Союза при помощи элементов марксизма. Вторая экономика как фактор развала СССР. Информационно-коммуникационные основания международного сотрудничества. Борьба за контроль и регулирование информационных потоков.

Групповая дискуссия Преимущества и недостатки групповой дискуссии как инструмента сбора данных. Функции дискуссий в группах. Групповые дискуссии в контексте различных исследовательских парадигм. Миграционная политика в Республике Беларусь Несогласованность национальных иммиграционных законодательств стан СНГ как одна из причин развития нелегальной миграции на современном этапе. Национальная программа демографической безопасности Беларуси и ее значение в оптимизации миграционных процессов.

Глобальные проблемы современности Основные причины формирования и содержание глобальных проблем современности, пути и возможности их решения. Взаимоотношения человека с окружающей средой, освоение природы и овладение ее стихийными силами.

Классификация глобальных проблем человечества. Представители неопозитивизма в социологии Становление школы неопозитивизма. Отказ от эволюционизма и сравнительно-исторического метода. Содержание неопозитивизма как науки о социальном поведении. Основные положения данного течения в трудах социологов А. Глобальные проблемы современности Понятие о глобальных проблемах, причины их возникновения. Необходимые условия для решения глобальных проблем.

Глобальные проблемы как следствие противостояния естественной природы и человеческой культуры. Основные глобальные проблемы современности. Основные понятия Информация первичная и вторичная.

Методы анализа социологической информации. Предупреждение конфликта Эффективные формы предупреждения конфликта. Необходимость развития конфликтологических исследований как мера предупреждения конфликтов.

Методики поддержания и развития сотрудничества, роль партнерского сотрудничества. Категории Авиация и космонавтика Административное право Арбитражный процесс 29 Архитектура Астрология 4 Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности Биографии Биология Биология и химия Биржевое дело 79 Ботаника и сельское хоз-во Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения 70 Ветеринария 56 Военная кафедра География Геодезия 60 Геология Геополитика 49 Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство 32 Деньги и кредит Естествознание Журналистика Зоология 40 Издательское дело и полиграфия Инвестиции Иностранный язык Информатика 74 Информатика, программирование Исторические личности История История техники Кибернетика 83 Коммуникации и связь Компьютерные науки 75 Косметология 20 Краеведение и этнография Краткое содержание произведений Криминалистика Криминология 53 Криптология 5 Кулинария Культура и искусство Культурология Литература:


Коментарии:

    BROWSE BY CONTENT TYPE Books. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества и в этом смысле ее позиции близки к позициям некоторых представителей социологического подхода3. В политическом отношении международная интеграция представляет собой более высокую - по сравнению с вышеназванными - форму сотрудничества.





2016-2017 xn----itbjaj0acejcn5a.xn--p1ai